ФОП ДО: новая федеральная образовательная программаIV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ (п. 2.13 ФГОС ДО)
4.1. Краткая презентация
4.1.1. Общая информация
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Седарчий» ст. Петропавловская Грозненского муниципального района» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО).
Ссылка на ФОП ДО

4.1.2. Цели и Задачи Образовательной программы
Цель – разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (п. 14.1. ФОП ДО).
4.1.2.1. Цель и задачи реализации Парциальных программ
Цели и задачи, определенные ФОП ДО и образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Седарчий» ст. Петропавловская Грозненского муниципального района», дополняются задачами курса «Мой край родной» З.В. Масаевой; учебно-методического пособия «САН КЪОМАН ХАЗНА» Абдрахмановой Ж.М., Джунаидова С.С.; парциальной программы «Развитие речи» О.С.Ушакова.; парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» А.Д. Шатова; учебно-методического пособия «Чечечнский орнамент в детском саду» Р.Э. Юсупова, И.В. Николаенко.
Программа организации включает в себя следующие разделы:
• целевой раздел раскрывает цели, задачи, принципы Программы организации, планируемые результаты освоения Программы организации, подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов;
• содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области для всех возрастных групп обучающихся, направления задачи коррекционно-развивающей работы, рабочую программу воспитания;
• организационный раздел содержит описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы, ее материально-техническое обеспечение, режим дня в дошкольных группах, план воспитательной работы.
Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию Программы организации.
4.1.3. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Образовательная программа
Программа ориентирована на детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет (до прекращения образовательных отношений).
Образовательная программа дошкольного образования направлена на создание условий развития ребѐнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребѐнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Количество групп всего:
Количество групп для детей от 2 до 3 лет: 1
Количество групп для детей от 3 до 4 лет: 2
Количество групп для детей от 4 до 5 лет: 1
Количество групп для детей от 5 до 6 лет: 1
Количество групп для детей от 6 до 7 лет: 1
Информация о направленности групп:
Количество общеразвивающих групп: 6
4.1.4. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьямиобучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентностиродителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровьядетей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО исемьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественностиотносительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РоссийскойФедерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также обобразовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развитияи образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовойосновы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрскихотношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего идошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями)придерживается следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Закономоб образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только естьпреимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложитьосновы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступнаактуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей(законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; междупедагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией обособенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов иродителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимопридерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой наобщение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично иразумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороныродителей (законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействиинеобходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законныхпредставителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимыммероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействиянеобходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законнымипредставителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого ираннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия сродителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по несколькимнаправлениям:
1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семьекаждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; обуровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); атакже планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласованиевоспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методовобучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия сдетьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия вдетских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательныхпроектов ДОО совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия сродителями (законными представителями):
1) диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологическиесрезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее;
2) просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары- практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки - передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность используются специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО. Эти материалы должны сопровождаться подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребёнком (с учётом возрастных особенностей). Кроме того, необходимо активно использовать воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы. Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
|